Мария Костарева, PR-специалист Конкурса:
В Свердловской области впервые проходит конкурс информационной открытости НКО. Первый этап завершился составлением шорт-листа. Экспертная комиссия конкурса приступила к работе: к оценке сайтов и годовых отчетов. По итогам будут выбраны лучшие 10 сайтов и 5 годовых отчетов.
И сайты, и годовые отчеты НКО берутся из открытых источников, а именно Единого федерального реестра СО НКО.
И вот здесь все очень интересно. Если вы зайдете в этот реестр, в Свердловскую область, ваш взгляд наткнется на цифру 352. “Всего 352 организации вошли в Единый реестр? Странно”. Вы проверите список. Точно. 352 организации в реестре. Забегая вперед, скажу, что это не так. Те, кто работали с лонг-листом чуть не попали на эту удочку. На самом деле, в реестре больше 1300 организаций. Просто надо знать, как выводить полный список.
Дальше тоже все непросто. В этом реестре сайты частных школ, автошкол, театров и тд. На этих сайтах нет никакого упоминания о том, что это НКО. Прайс-листы есть, стоимость билетов указана, а про НКО ни слова. Напомним, что конкурс у нас про открытость и прозрачность деятельности НКО. Так что нам пришлось убрать из списка эти организации (еще раз: нет ни упоминаний про НКО, ни уставов, ни информации о руководителе, команде и т.д).
Осталось 945 организаций в списке. Сайты созданы менее чем у 30 % организаций, а годовые отчеты выставляют для публичного просмотра только 5 % НКО.
По итогам аудита на соответствие стандарту информационной открытости во второй этап конкурсного отбора прошли только 123 сайта и 24 публичных годовых отчета.
Стандарт информационной открытости не завышен. Это самые элементарные сведения: карточка организации, Устав, информация о структуре организации, о команде, о руководителе. Только 123 организации размещают эту информацию на сайте!
Слово “гуглить” давно уже вошло в наш лексикон (только бы не вышло((
Когда мы узнаем о ком-то или о чем-то, мы уже автоматически “гуглим”, “пробиваем”, ищем информацию в Интернете. Про НКО – ровно то же. Допустим, человек решил помочь организации деньгами или ресурсом, допустим бизнес ищет партнеров…. Заходит в интернет и ничего не находит. Или открывает сайт, который сделан на коленке для подачи заявки на конкурс.
Сайты – это насущная необходимость. Удивительно, что в 21 веке мы еще спорим об этом. Сейчас есть масса возможностей сделать сайты бесплатно (прибегнув к помощи молодых и рьяных). До сей поры живет миф о том, что сайт стоит “стопятьсот” тысяч. Можно и такой сделать, если есть средства. Он будет удобный, с простой и понятной админкой, красивый. А можно сделать сайт на платформе Касперского Теплица социальных технологий, на Тильде, сделать его хотя бы как визитку организации с краткой, понятной, необходимой информацией. Информацией, которая будет отвечать стандарту информационной открытости. Зачем? Ну, может, тогда мы перестанем сетовать на то, что люди не понимают, чем занимаются некоммерческие организации. Может быть, тогда журналисты, которые пишут об организации не будут искажать информацию – они ее просто будут брать с сайта? Может быть, тогда сложатся отношения бизнеса и НКО? И тех, кто поддерживает организации станет гораздо больше?
Узнать больше на Агентство социальной информации https://www.asi.org.ru/…/v-sverdlovskoj-oblasti…/
Конкурс «Информационная открытость НКО Свердловской области» организован екатеринбургским фондом «Умная среда» и автономной некоммерческой организацией «Третий сектор» как часть проекта по развитию культуры благотворительности в Свердловской области.