Проект получил название “Язык добрых дел” / Первый официальный глоссарий российской благотворительности.
Основной целью проекта является создание универсального межотраслевого глоссария современной благотворительности на основе закрепившихся в русском языке понятий, терминов и определений данной сферы. Ни для кого не секрет, что сегодня при использовании терминологии благотворительности наблюдаются серьезные расхождения и противоречия не только в обыденной речевой практике, но и в профессиональной среде и даже в законодательстве. Так, некоторые принятые в профессиональной и экспертной среде понятия “донор”, “жертвователь”, “грант”, “волонтер” и многие другие слабо употребимы и не имеют четких значений в СМИ и широкой аудитории, особенно молодежной.
Формирование и внедрение единой терминологии благотворительной отрасли; создание согласованной профессионалами и экспертами целостной понятийной системы и ее последующая популяризация очень важны для установления взаимопонимания между благотворительным сектором и обществом, для решения проблемы повышения доверия общества к благотворительности и НКО в России.
Данный проект объединяет усилия специалистов НКО, экспертов по КСО, ученых-филологов, чиновников и журналистов в части создания единой информационной платформы для эффективного взаимодействия всех заинтересованных участников.
Отметим, что БФ «Умная среда» уже провел серию мероприятий в рамках проекта:
– Силами экспертов филологического факультета УрФУ провели исследование 4х терминов, лежащих в основе деятельности некоммерческого сектора “Благотворительность, донорство, меценатство, филантропия: историческая справка и современное состояние терминов”;
– На базе Центра исследования филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ и Центра «Благосфера» провели серию из трех экспертных дискуссий в формате телемостов Екатеринбург–Москва, нацеленных на обсуждение современного тезауруса благотворительности и формирование стандартов культуры взаимодействия профессионального сообщества и широкой общественности;
– Осуществили информационную поддержку проекта, осветив его в ряде популярных экспертных СМИ и актуализировав проблему единого тезауруса в глазах участников отрасли.
Кроме того, к реализации планируется ряд мероприятий:
– Расширить набор понятий для изучения и сформировать структуру развернутой версии исследования по запросам участников сектора, уделив отдельное внимание молодежной аудитории, использующей зачастую свой язык для обсуждения благотворительности;
– Провести исследование современных практик использования набора терминов благотворительности при участии ученых-лингвистов;
– Провести закрытое тестирование полученных материалов с участниками сектора;
– Осуществить серию публичных презентаций и общественные обсуждения полученного продукта в регионах РФ;
– Провести финальное научно-практическое и просветительское мероприятие федерального уровня;
– Создать мультимедийное методическое пособие по итогам исследования и распространить его среди участников сектора в регионах.