Проект:
Инклюзивная культура и спорт
О ПРОЕКТЕ «ОСОБЫЙ СПОРТ»
Сегодня все большую значимость в жизни страны приобретает работа по повышению ее авторитета на международной спортивной арене. Причем немалый вклад в эту работу вносят спортсмены-паралимпийцы и спортсмены, выступающие в специальной олимпиаде. Однако, планируя спортивное будущее страны, мы крайне мало задействуем потенциал детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными особенностями, активно занимающихся различными видами спорта.
Стратегическая цель:
Меж тем, для спорт для них – это важнейший агент не только реабилитации, но адаптации к жизни в обществе. Ведь только спортивные занятия сочетают в себе гармоничное развитию личности, построение конструктивных отношений с окружающими и работу по достижению поставленных целей, не говоря уж о неоспоримой пользе для здоровья. Более того, для многих подростков и молодых людей с метальными особенностями спортивные достижения могут и должен стать ключом к профильному образованию и дальнейшему устройству в жизни.
При этом наибольших успехов в работе с детьми и молодыми людьми с РАС и/или ментальной инвалидностью достигают молодые тренера, не скованные предрассудками и стандартными представлениями об ограниченных возможностях своих особых учеников. Именно благодаря им ребята с РАС и ментальными особенностями могут достигнуть наиболее серьезных успехов как в адаптивном, так и в профессионально спортивном отношении. Однако, молодым прогрессивным тренерам нужен современный практический инструментарий – в частности, основанный на мультимедийных технологиях. Аналогичные возможности мы должны предоставить и родителям, которые занимаются с детьми дома. Будучи правильно поданными, современные методики работы с особыми детьми и подростками, будут иметь максимально широкое распространение и максимальную эффективность.
На сегодняшний день нам уже многого удалось добиться. За время существования проекта мы запустили в Екатеринбурге ряд секций, где дети и подростки с РАС и ментальной инвалидностью занимаются плаванием, гимнастикой на батуте, каратэ, капоэйрой, ушу, спортивным ориентированием. Часть их успешно дублируется онлайн. Наши воспитанники уже начали занимать призовые места в инклюзивных соревнования и, что важнее всего, получать реальные спортивные разряды.
Таким образом, у них появились реальные перспективы на будущее – в частности на учебы в спортивном колледже. Мы обучили и замотивировали ряд молодых тренеров и получили поддержку профессиональных спортсменов. Но нам очень важно,чтобы проект развивался. Наши практики можно и нужно тиражировать на весь регион, обучая специалистов и вовлекая в спортивные занятия все больше подростков и молодых людей с аутизмом и ментальной инвалидностью. И мы действительно верим в то, что наступит день, когда наши воспитанники начнут массово получать профессиональное спортивные образование и выходить на международные соревнования.
Однако, пандемия нанесла серьезный удар по нашим планам. Ситуация в регионе еще долго не позволит проводить массовые тренировки и соревнования. А особые спортсмены – это люди, которые, не смотря на имевшие место ранее успехи, очень быстро выходят из спортивной формы и теряют наработанные навыки, в том числе – коммуникационные. Таким образом, нам очень важно, чтобы тренировочный процесс оставался непрерывным, даже если он будет дистанционным. Для наших спортсменов очень важно общение с тренером и друг другом, а также – сохранение привычного алгоритма занятий. Для этого мы должны предоставить и спортсменам, и им родителям готовый инструментарий для дистанционных занятий. Это позволит ни при каких обстоятельствах не прерывать столь важные для детей тренировки, сохраняя привычный и безопасный для них ритм жизни.
Наша цель – создать стабильно работающую систему оффлайн и онлайн-занятий спортом для подростков и молодых людей с аутизмом и другими ментальными особенностями, которая невозможна без системы обучения тренеров, учителей физкультуры из образовательных и спортивных школ, родителей. Речь идет о сайте, где размещаются видеоуроки для детей и молодых людей с РАС и ментальными особенностями, а также – методические пособия для тренеров и родителей – простые, понятные и доступные. А также – о регулярно проходящих семинарах вебинарах с практиками – специалистами проекта, которые позволят готовить к работе с особыми людьми тренеров самых дальних территорий.
По сути, проект “Особый спорт” – это не только жизненный старт для детей и подростков с ментальной инвалидностью, но и профессиональная перезагрузка для специалистов, с ними работающих. Более того, при качественной информационной поддержке пример особых спортсменов и их тренеров способен в корне изменить мировоззрение представителей широкой общественности – родительского сообщества, спортивного сообщества, СМИ. Гарантом профессионализма и внимание общественности стало наличие у проекта профессиональных кураторов – чемпионов российского и международного уровня – гимнастов – чемпионов Никиты Лежанкина и Антона Рудика, мастера спорта СССР по спортивному ориентированию, чемпионки мира и Европы Корчагиной Ольги и многих других.
Проект «особый спорт» сегодня – это:
- 170 особых спортсменов, тренирующихся на постоянной основе
- 10 видов спорта для детей и молодых людей с РАС и ментальной инвалидностью
- Регулярные тренировочные занятия двух форматах – offline в online
- 5 постоянно действующих тренировочных площадок на территории Екатеринбурга
- Участие в соревнованиях и аттестациях, включая сдачу на разряды
- Практика спортивных лагерей с высоким и низким уровнем поддержки
- Обучающие мероприятия для родителей и тренеров в регионе и за его пределами
- 2 методических пособия от специалистов проекта «Особый спорт»