Темой Умной Среды 9 декабря стал “Национальный герой”!
Как ими становятся? Кого можно назвать героем сейчас? И нужен ли герой сегодня? Делимся с вами самыми интересными высказываниями спикеров!
Виктор Бабенко — председатель правления российского союза ветеранов Афганистана:
— Для меня, как для ветерана войны в Афганистане, герои — это, в первую очередь, те, кто носят военную форму.
— Никто не собирается совершать подвиг! Очень страшно, когда по тебе стреляют.
— Вот как идеология работала: не должен быть герой выше, чем вождь.
Маргарита Балакирская — редактор радио “Эхо Москвы в Екатеринбурге”:
— Национальный герой — объект для культового поклонения большинства. Здесь важна мифологическая составляющая поклонения и общность этого большинства. А в России общности нет.
— Нет идеологии — нет национальных героев.
— Нигилизм — это детская болезнь. Нет ничего стыдного, хотя и не все признают, в том, чтобы у тебя был герой. Остальное всё — поза.
Андрей Ермоленко — историк, преподаватель УрФУ:
— Первые люди, получившие звание Героя СССР, были не военные, а летчики дальней авиации, которые спасли пассажиров дрейфующего во льдах парохода “Челюскин” в 1934 году.
— Миф вокруг героя очень часто создается искусственно, создаётся государством. Мифологизация Гагарина началась с первых минут его возвращения… Объявление о его возвращении было сделано голосом Левитана, которого никто не слышал уже десять лет. В тот момент многие подумали, что началась Третья Мировая война.
— Наше государство не дорабатывает в создании мифа.
Олег Лутохин — заместитель директора Музея Бориса Ельцина:
— Очень важный атрибут — происхождение героя от народа.
— У нас нет ценностей, которые герой мог бы репрезентировать, и на которых мы бы все сошлись. Национальный герой нужен, чтобы воплощать национальную идею.
— Когда отрасль станет приоритетом национальной политики, тогда и отраслевой герой станет национальным.
Анна Чернышева — партнер юридической компании “Правовые интересы”:
— Герой — это тот, кто совершает выдающиеся движения души и тела в социально-значимой области.
— Культ неизвестных героев возник в XX веке, в тот момент, когда человеческая жизнь, её ценность, стала своеобразным идеалом.
— Сейчас не хотят быть героями, потому что герои родине нужны для своих целей.
Высказывания гостей:
Евгений Енин:
— Кто такой герой? Тот, кто совершил героический поступок и спас кого-то. Есть ли такие герои? Конечно же есть. Герой, как герой нашего времени, то есть типический выразитель кого-то, какой-то группы, тоже есть. Другое дело, что мы очень стратифицированное общество, поэтому героя общего у нас нет и быть не может. Мы же, на самом деле, пытаемся говорить о кумире. […] Национальных кумиров сейчас действительно нет, у нас для этого нет почвы, чтобы их выращивать. “Парень с нашего двора”, поступок, награда за поступок, возможность повторения поступка, — вот это создает кумира во всех обществах.
Вячеслав Вегнер:
— Я не хочу умирать за страну. Я хочу жить для этой страны и что-то делать, чтобы она развивалась. А мы всё время призываем воевать и умирать за страну. Хватит умирать за неё! Давайте её поднимем! Следующим национальным героем будет тот, кто позовёт нас жить во имя этой страны!
Александр Трахтенберг:
— Может быть, стоит начать делить национальных героев по отраслям: культура, искусство, спорт…. поскольку идеологии нет, и вряд ли она появится в ближайшее время.
Вячеслав Осетров:
— Почему у нас сейчас нет национальных героев? А потому что нет российской нации, и пока нет признаков, что она формируется.
Владилен Фуфаров:
— Сейчас боятся создать героев, потому что какой-то персонаж, человек, который совершил героический поступок, может стать слишком раскручен, слишком известен. А потом будет представлять угрозу на выборах.
Модератор – Алексей Глазырин