14 октября состоялась встреча Умной среды с темой “Взрослые и дети”
Вчера прошла очередная встреча дискуссионного клуба “Умная среда”. В рамках темы “Взрослые и дети” спикеры ответили на вопросы: Как долго длится детство? Как и какие ценности нужно прививать ребенку? Какова роль авторитета в жизни детей?
Модератор – Алексей Глазырин
Екатерина Сибирцева — заместитель главы города по вопросам социальной политики:
– Все основные ценности родителей невербально передаются детям, откладываются в подсознании. Они формируются в детях до 7 лет и определяют его будущее развитие и жизнь. Как сказал академик Сахаров, нравственный выбор в конечном итоге и наиболее выгодный.
– Ребенок часто провоцирует нас. Но делает он это для того, чтобы понять наши реакции на различные модели поведения, и научиться реагировать самому в подобных ситуациях. Дети нам даются, чтобы мы воспитывали себя. В конфликтах с детьми мы видим свои уязвимые места.
– Воспитать не травмированного ребенка не получится. Все мы люди и допускаем ошибки, важно признавать их и проживать конфликтные ситуации, тогда они будут менее травматичными.
Александр Ушаков — эксперт федеральных образовательных программ. Соавтор и эксперт проекта “Перемена” компании НорНикель, который стал победителем в конкурсе “GRADUATE AWARDS 2020” в номинации “Лучшая программа по работе со школьниками”:
– Человек становится взрослым тогда, когда он берёт на себя много ответственности. Это может произойти в 9 или в 12 лет, а может и не произойти в 50, если не было подходящих условий.
– В подростковом возрасте появляется вопрос референтной группы. Если родители не становятся таковой, эти функции забирает себе тренер, друзья или “улица”.
– Базовая форма развития — это подражание. Она меняется тогда, когда ребенок начинает качественно критически мыслить. Тогда он начинает самостоятельно менять свои модели поведения.
– Нужно быть очень осторожным с тем, какие навыки хочешь передать. Мои родители пытались передать мне стабильность и консервативность. Но эти навыки оказались не востребованными после распада СССР. Я стараюсь передать детям умение адаптироваться к новым ситуациям, выстраивать коммуникацию с любым человеком и критически мыслить.
Анна Шерстобитова — учитель русского языка и литературы, директор “Открытой школы”:
– Все дети разные: кто-то взрослеет быстрее, а кто-то медленнее. Проблема в том, что мы сравниваем себя 12-летних с нашими 12-летними детьми. Но наше детство проходило в разных мирах, поэтому и скорость взросления разная.
– Надо давать ребенку пробовать себя в разных направлениях: рисование, музыка, спорт, — и смотреть, что из этого ему окажется ближе. И то, что у него будут появляться авторитеты в своей сфере, — это правильно.
– Если у ребёнка появляется плохие авторитеты, вроде “Петьки, который ворует”, значит, этот авторитет выполняет функцию принятия, которую не выполняют родители.
Ольга Кожина — сертифицированный психолог-консультант Российского общества человеко-центрированного подхода, сертифицированный тренер The International Focusing Institute:
– В каждом человеке живет и ребенок, и взрослый, и родитель. В творческих людях очень силен внутренний ребёнок. Важно сохранять в себе эту детскость.
– Эгоцентризм — это одна из ключевых характеристик детского возраста.
– В дошкольном возрасте авторитет — это родитель, в начальных классах — учитель, а в подростковом возрасте — друзья.
Беренова Анастасия — эксперт по детской безопасности:
– Бытового опыта у детей всегда было меньше. Но современные дети чаще относятся к миру более прагматично, и они более адаптивны.
– Принципы безопасности, которым мы учим детей, те же, что и навыки, которым обучают на бизнес-тренингах:
1) Умение оценивать ситуацию и принимать решение;
2) Умение понимать себя и свои желания;
3) Умение встроиться в социальную группу и реализовывать в ней свои желания.
– Согласно результатам опроса, который мы проводили в 2019 году, чаще всего дети не рассказывают о своих проблемах родителям не потому, что боятся наказания, а потому, что считают, что родителю это будет очень болезненно. Они не хотят жалости к себе.